Нестандартные подходы к ценообразованию на препараты зарубежного производства в условиях кризиса

Основная деятельность нашей компании - обеспечение фармацевтических предприятий Украины необходимыми субстанциями и расходными материалами.

16 Июля 2015

Нестандартные подходы к ценообразованию на препараты зарубежного производства в условиях кризиса

Прошедший год принес нашей стране немало потрясений — социально-экономический кризис привел к резкой девальвации национальной валюты, а за ней — и к повышению цен на товары, в том числе и лекарства. Одним из ключевых факторов, определяющих уровень повышения цены тех или иных препаратов в гривне, является удельный вес валютной составляющей при формировании их стоимости.

Таким образом, логично предположить, что стоимость лекарственных средств отечественного производства с января 2014 г. повышалась не так стремительно, как для зарубежных препаратов. Это подтверждают и аналитические данные (рис. 1). Так, по итогам марта 2015 г. среднее повышение розничной стоимости препаратов отечественного производства по сравнению с январем 2014 г. составило 53,7%, тот же показатель для лекарственных средств, закупаемых за валюту непосредственно у производителя, повысился на 153,7%, а в среднем по рынку — на 88,6% (см. рис. 1).

При этом повышение стоимости лекарственных средств компании «Astellas» по итогам марта 2015 г. по сравнению с январем 2014 г. составило лишь 31,9%! Это не только меньше, чем в среднем по рынку, но и ниже такого показателя для препаратов отечественного производства более чем на 20%!

При этом стоит отметить, что практически весь 2014 г. политика ценообразования компании «Astellas» велась в одном ключе с другими зарубежными фармацевтическими компаниями, приобретающими лекарственные средства за валюту. Однако уже с начала 2015 г., несмотря на очередную волну резкой девальвации национальной валюты в феврале текущего года, была отмечена тенденция к снижению стоимости лекарственных средств компании «Astellas». В результате, достигнув пикового значения повышения стоимости препаратов — 79,5%, в декабре 2014 г. компания сумела снизить свои цены в марте текущего года до уровня даже ниже, чем в марте 2014 г.

Рис. 1
Нестандартные подходы к ценообразованию на препараты зарубежного производства в условиях кризиса
Повышение розничных цен на лекарственные средства отечественного, зарубежного производства, закупаемые за валюту или за гривню, а также таковые компании «Astellas» за период февраль 2014 — март 2015 г. по сравнению с январем 2014 г.

Каким образом компании «Astellas» удалось добиться таких результатов? В чем заключается стратегия ценообразования «Astellas»?

Стремясь найти ответы на эти вопросы, редакция «Еженедельника АПТЕКА» попросила прокомментировать такое неожиданное изменение стратегии ценообразования компании главу представительства «Astellas» в Украине — Кшиштофа Седлецки.

— Прежде всего хотел бы отметить, что «Astellas», которая была образована путем слияния компаний «Яманучи» и «Фуджисава», является одной из ведущих японских фармацевтических компаний. Компания «Astellas» специализируется на разработке и производстве препаратов, применяющихся в трансплантологии, урологии, дерматологии, при инфекциях и терапии боли. Кроме того, «Astellas» разрабатывает портфель лекарственных средств для лечения онкологических заболеваний.

Сегодня Украина переживает непростые времена. Из-за стремительной девальвации нацио­нальной валюты покупательная способность населения резко снизилась, а стоимость многих товаров значительно возросла, среди них и лекарственные средства. В этих условиях украинским пациентам приходится все сложнее и сложнее — стоимость курса лечения нередко повышается в разы. Поэтому компания приняла решение поддержать украинских пациентов в эти нелегкие времена и пересмотрела политику ценообразования на большинство препаратов, представленных на украинском фармацевтическом рынке, с целью сделать их более доступными для пациентов, нуждающихся в длительном лечении.

В Украине присутствует 20 брэндов лекарственных средств компании «Astellas», на 14 из которых по итогам 16-й недели 2015 г. компания снизила цены. Результатом реализации производителем этой политики стало снижение цен на препараты в розничной сети. Снижение стоимости лекарственных средств в ценах поставщика было достаточно существенным и варьировало в пределах 9–90% среди ключевых брэндов компании. (рис. 2).

Рис. 2
Нестандартные подходы к ценообразованию на препараты зарубежного производства в условиях кризиса
Ключевые брэнды компании «Astellas» по показателю снижения цены закупки для аптек по итогам 16-й недели по сравнению с 1-й неделей 2015 г.
Рис. 3
Нестандартные подходы к ценообразованию на препараты зарубежного производства в условиях кризиса
Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ОМНИК® в январе–апреле 2015 г.

Начав снижать цены на лекарственные средства и получив положительный отклик от пациентов и врачей, мы решили пойти дальше и продолжить снижать цены. Так, в апреле компания снизила цену на препарат ОМНИК® — в результате его цена закупки для аптек уменьшилась с 277 грн. (по состоянию на 02.03.2015 г.) до 93 грн. (по состоянию на 02.04.2015 г.; рис. 3). Это практически в 2 раза меньше по сравнению с ценой закупки для аптек этого препарата по итогам 2013 г.!

Вы спросите, почему мы выбрали именно этот препарат для такого значительного снижения цены? Дело в том, что ОМНИК® показан для применения при доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Этой социально значимой проблеме, на мой взгляд, в украинском обществе уделяется недостаточно внимания. Тем не менее, гиперплазию предстательной железы отмечают у значительного количества мужчин в возрасте старше 45 лет. С другой стороны, для лечения гиперплазии предстательной железы часто требуется длительное применение препаратов.

Таким образом, мы решили помочь пациентам с этой патологией получить доступ к качественной эффективной терапии по более доступной цене. При этом экономия при приеме препарата ОМНИК® на протяжении 1 мес составит около 165 грн.*, а при длительном применении (12 мес) — до 2000 грн.

Также в апреле нами были снижены цены на антибиотик ФЛЕМОКЛАВ СОЛЮТАБ®. Дистрибьюторская цена препаратов брэнда ФЛЕМОКЛАВ СОЛЮТАБ® по состоянию на 18 апреля 2015 г. снизилась примерно в 2 раза по сравнению с началом года (03.01.2015 г.; рис. 4). Данное лекарственное средство, среди прочего, применяется при инфекциях нижних и верхних дыхательных путей, ЛОР-органов и поэтому будет актуально весной.

Рис. 4
Нестандартные подходы к ценообразованию на препараты зарубежного производства в условиях кризиса
Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ФЛЕМОКЛАВ СОЛЮТАБ® в январе–апреле 2015 г.

Кроме того, компанией были снижены цены на препараты брэнда ДЕ-НОЛ®, показанные при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрите. Его цена закупки для аптек по состоянию на 14 апреля 2015 г. снизилась примерно в 2 раза, по сравнению с началом года (02.01.2015; рис. 5).

Рис. 5
Нестандартные подходы к ценообразованию на препараты зарубежного производства в условиях кризиса
Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ДЕ-НОЛ® в январе–апреле 2015 г.

Решение о снижении цен также было принято в отношении препаратов ФОСФАЛЮГЕЛЬ и ЛОКОИД®. В результате дистрибьюторская цена по состоянию на 15.04.2015 г. препарата ФОСФАЛЮГЕЛЬ снизилась почти на 40%, а ЛОКОИД® — на 30% по сравнению с первыми числами января 2015 г. (рис. 6, 7).

Рис. 6
Нестандартные подходы к ценообразованию на препараты зарубежного производства в условиях кризиса
Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ФОСФАЛЮГЕЛЬ в январе–апреле 2015 г.
Рис. 7
Нестандартные подходы к ценообразованию на препараты зарубежного производства в условиях кризиса
Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ЛОКОИД® в январе–апреле 2015 г.

Необходимо подчеркнуть, что лекарственные средства компании «Astellas» выпускаются на современных производственных площадках. Компания уделяет большое внимание вопросам обеспечения качества на всех этапах производства и транспортировки своих препаратов.

Также я хотел бы поблагодарить дружную команду компании «Astellas» в Украине, благодаря упорному ежедневному труду которой, сегодня для украинцев доступны современные качественные препараты зарубежного производства.

Справка

Компания «Astellas» входит в топ-20 фармацевтических компаний по объему продаж рецептурных препаратов в мире по итогам 2013 г.** В компании работает около 15 тыс. сотрудников.

Основные усилия компании «Astellas» сосредоточены на следующих областях медицины: трансплантология, урология, дерматология, инфекции и терапия боли. Особенно привлекает внимание деятельность компании «Astellas» в сфере трансплантологии. Так, компания «Astellas» наряду с производством современных иммуносупрессивных препаратов в течение 1 мес после трансплантации предоставляет их украинским пациентам на бесплатной основе.

Евгения Лукьянчук,
фото Сергея Бека
*Разница розничной цены по состоянию на 18.04.2015 г. и 18.03.2015 г.
**По данным отчета «World Preview 2014, Outlook to 2020» аналитической компании «EvaluatePharma».